На днях мне попалась совершенно необыкновенная «парфюмерно-книжная» находка на одном из антикварных аукционов. Это парижское издание книги 1905 года Histoire des Parfums et hygiene de la toilette.
Автор книги Histoire des parfums Septimus PiesseАвтор книги — английский химик и парфюмер Джордж Уильям Септимус Пьесс (Septimus Piesse). Именно он сравнил парфюмерию с музыкой в своем фундаментальном труде «Искусство парфюмерии» (1857 г.), соотнеся структуру музыки и структуру ароматов, ноты музыкальные и ноты парфюмерные. Кроме того, талантливый англичанин создал так называемый «одофон«, в котором тонкие запахи соответствовали высоким нотам, а тяжелые — низким. Он считал, что одной фальшивой ноты в парфюме, как и в музыкальном произведении, достаточно, чтобы разрушить гармонию. Септимус любил повторять: «Как художник смешивает свои краски, так и парфюмер должен смешивать свои ароматы».
Значение вклада парфюмера Пьесса переоценить сложно: парфюмерию начали считать искусством, а «одофоническая» классификация ароматов применяется до сих пор.
С виду это обычное антикварное издание на французском языке, посвященное парфюмерии и некоторым косметическим снадобьям — пудрам, румянам, зубной пасте, уксусу и т. д. Но это только с виду книга оказалась обычной — на титульном листе я заметила оттиск штампа, оставшийся от предыдущего владельца. Меня сразу привлекло старое написание буквы «Ф» и наличие символа «Ъ» в словах. Это говорит о том, что, печать была изготовлена еще до реформы графики и орфографии в русском языке, то есть до 1917 года.

Рассмотрев надпись, у меня не осталось сомнений — этот экземпляр книги принадлежал не кому-нибудь, а Николаю Фёдоровичу Золотницкому, одному из зачинателей русской аквариумистики, член Парижского общества акклиматизации, автор пособий по аквариумистике, высоко оцененных современниками и получивших ряд престижных международных наград, соратник графа В. В. Келлера, князя К. Ф. Баратова, А. С. Мещерского, Ф. А. Энгеля.

А еще Н. Ф. Золотницкий — автор замечательной книги «Цветы в легендах и преданиях«, выдержавшей несколько изданий (см. выше). Сейчас еще можно встретить издание книги 2009 года — совершенно роскошное и дорогое.

Золотницкий Н.Ф. и Мещерский А.С. 1891 год.

Н. Ф. Золотницкий (слева) и А. С. Мещерский (1891 г.)

Что до содержания книги Histoire des Parfums et hygiene de la toilette, то здесь можно выделить три основные части и несколько подразделов в каждой из них:
I. La parfumerie à travers les siècles — здесь мы найдем исторический экскурс о развитии парфюмерного дела в Египте, Греции, на Востоке, Италии, Англии, Франции. Вторая подглавка посвящена теории и классификации запахов, третья же рассказывает о некоторых компонентах (глицерин, вазелин, парафин и других).

II. Parfums d’origine végétale, где в алфавитном порядке содержится весьма большой перечень растительных ингредиентов парфюмерии — растений, их описаний и ароматов (например, анис, арника, тонка, роза, ветивер и многие другие). А во втором подразделе рассказано о животных компонентах парфюмерии — серой амбре, крысином, ондатровом мускусах и т. д.

III. Hygiène des parfums et des cosmétiques. Третья часть показалась мне не менее занимательной, нежели первые две. Здесь можно узнать о «приготовлении» пудры или теней для век, специальной пасты для эпиляции и губной помады, ароматно-косметических снадобьях для кожи (молочко, эмульсии, ароматные воды) и даже… ядов!

Издание интересно еще и тем, что о многих косметических средствах автор рассказывает весьма занятно. Например, в главе о золотой пудре для волос, парфюмер рассказывает о том, что эту пудру создали для испанской аристократки, императрицы Евгении, жены Наполеона III, специально для карнавала 1860 года. Красавица ввела в моду украшения для причесок (драгоценные камни, эмалевые бабочки, пчелки, чучела колибри и золотую пудру).

Одофон

Вдохновленная музыкой классификация
ароматов Септимуса Пьесса

Именно образ Евгении Монтихо вдохновил Пьер-Франсуа-Паскаль Герлена на создание аромата Eau de Cologne Imperiale («Одеколон Империаль»), преподнесенный венценосной чете к свадьбе. Евгения была поражена благородством, нежностью и изысканностью аромата. Флакон был выполнен из хрусталя, а на пробке сияли золотые пчелы — эмблема Бонапартов, славное наследие «Царей над Царями» Меровингов. Вскоре после этого, императрица пожаловала Герлену титул Парфюмера Двора Его Величества, а Наполеон III позволил использовать позолоченных пчел для украшения флаконов. Так пчела стала, как мы сейчас говорим, логотипом дома Guerlain.

Одним словом, Histoire des Parfums — интересная антикварная находка, наполненная множеством занятных деталей и практической информацией. Достойный экземпляр любой книжно-парфюмерной коллекции. Обязательно рекомендую познакомиться и с «Историей парфюмерии», и с книгой Золотницкого о цветах всем, кто, как и я, увлекается культурологическим аспектом «ароматной» стороны повседневности.

advert-image