«Книга апреля-2013», «Бестселлер Sunday Times», восторженные отзывы зарубежных блоггеров, пользователей Amazon и других популярных букселлеров… Всё. Последняя электронная страничка «Коллекционера ароматов» перевернута и, пока свежи впечатления от прочитанного, хочу ими поделиться. Думаю, что вы уже догадались, о чем идет речь. Конечно, о романе Кэтлин Тессаро «The Perfume Collector», релиз которого состоялся 11 апреля 2013 года. Заинтригованная маркетинговыми тизерами (и, признаюсь, «парфюмерным названием»), я практически сразу купила электронную версию книги. Впрочем, думаю о том, чтобы приобрести и бумажную версию. Кстати, вот так она выглядит (британское издание):

До прочтения «The Perfume Collector» я была знакома с дебютным романом писательницы «Элегантность», ставшим одним из моих любимых (во многом благодаря «моему» на 100 % образу Риа -).
Теперь что касается «Коллекционера». Лаконичный синопсис романа достаточно точен:

A secret history of scent, memory and desire from the Sunday Times bestselling author of ELEGANCE and THE DEBUTANTE. One letter will turn newly-married Grace Munroe’s life upside down: ‘Our firm is handling the estate of the deceased Mrs Eva D’Orsey and it is our duty to inform you that you are named as the chief beneficiary in her will. We request your presence at our offices at your earliest convenience, so that we may go through the details of your inheritance.’ There is only one problem. Grace has never heard of Eva D’Orsey. So begins a journey which leads Grace through the streets of Paris and into the seductive world of perfumers and their muses. An abandoned perfume shop on the Left Bank will lead her to unravel the heartbreaking story of her mysterious benefactor, an extraordinary woman who bewitched high society in 1920s New York and Paris.

Итак, действие происходит в Лондоне в 1955 году. Юная Грейс Монро совсем недавно удачно вышла замуж и сразу оказалась в гуще светской, аристократической жизни. Но частные вечеринки приедаются, а пустая болтовня собеседников раздражает молодую женщину. Любовь к высшей математике (надо сказать, что Грейс окончила Оксфорд), которая так не вяжется с образом знатной дамы, и пытливый ум только осложняют ситуацию. Муж Грейс понимает, что роль светской львицы не дается супруге и, возможно, никогда не дастся.
Однажды вечером девушке приходит письмо из некой парижской юридической конторы, в котором сообщается, что Грейс получает наследство от незнакомого человека. Точнее, незнакомки, француженки Эвы Д’Орсэ. Все это она расценивает как ошибку. В тот же вечер обстоятельства складываются так, что она подозревает своего супруга в измене. Скучная, но понятная, благополучная, стабильная жизнь за один вечер превращается в хаос. От семейных проблем Грейс буквально сбегает в Париж, где получает от незнакомки в наследство квартиру, портфель и несколько тайн в придачу. Естественно, англичанка пытается выяснить хоть что-то о своей таинственной благодетельнице Эве Д’Орсэ. Заброшенная парфюмерная лавка на левобережье приводит ее к истории яркой, необыкновенной женщины, чуждой условностей и предрассудков, ставшей музой для одного из величайших парфюмеров Парижа.

Девушка открывает новый мир, наполненный дыханием пьянящих ароматов – они преследуют ее всюду. Полузабытые, смутные детские воспоминания подсказывают, что когда-то и она была частью этого мира… Так прошлое Эвы и будущее Грейс пересекаются. И теперь она должна выбрать между той жизнью, которой, по ее мнению, она должна жить, и своим собственным, никем не навязанным «Я» с его истинными ценностями, желаниями и мечтами…

На самом деле, начало сюжета затянуто, не динамично. Сначала было ощущение, что искусно вплетенные три «ароматные линии» служат лишь привлекательным фоном, красивой оберткой для банального сюжета. К середине книги, когда все стало сходиться в одной «системе координат», но в разные периоды времени (Нью-Йорк, Лондон, Париж, Монте-Карло), я стала ловить себя на мысли, что сюжет начинает затягивать все сильнее. Отрываться не хотелось (признаюсь, при чтении романов «несерьезного» жанра подобное бывает не так уж часто, особенно если учесть, что я читала на неродном мне языке). Линия развития характера персонажа в разные периоды времени (1920-е, 1930-е, 1940-е, 1950-е годы), все новые вопросы и ответы привнесли произведению некоторую глубину, психологичность. Кстати, по словам самой писательницы, образ Грейс имеет вполне реальный прототип.

Как я уже сказала, дойдя до середины повествования, мне не хотелось отрываться от книги — я вчитывалась в текст, боясь пропустить какую-нибудь важную деталь столь замысловатого сюжета, и одновременно наслаждаясь плодами авторского воображения. На последней странице вообще появилась мысль о том, как было бы здорово, если бы вышел сиквел романа. Вот так -)

Мой вердикт
Роман с предсказуемыми верхними нотами ветра, с сердцем из пафоса и страсти, но с богатым, сложным, замысловатым раскрытием, средним шлейфом и стойкостью аккурат на летний уикенд на море, которого вполне хватит, чтобы прочесть книгу -) Одним словом, приятное чтение, особенно для «парфюмистов» и «парфманьяков» вроде меня, но необходимо помнить, что это художественное произведение, а не научно-популярная энциклопедия ароматов, так что это также необходимо учитывать. Думаю, сильную половину читательской аудитории книга не заинтересует, а вот дамы наверняка получат удовольствие от чтения. Роман пока что не переведен на русский язык, но, как мне кажется, это не за горами.

Для тех, кто хотел бы познакомиться с романом и составить свое собственное мнение о стиле, сюжете, языке и, в целом, о том, читать или нет «The Perfume Collector», я оставляю фрагмент текста «Коллекционера ароматов» Кэтлин Тессаро в нашей группе ВКонтакте (ссылка).

Об авторе
Писательница Кэтлин ТессароПару слов скажу об авторе. Кэтлин Тессаро родилась в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США), изучала драму в Университете Карнеги-Меллон. После окончания университета Кэтлин принимает решение перебраться в Лондон, где после 10-ти лет работы в качестве актрисы театра и кино, оставляет профессию и поступает на службу в Английскую Национальную Оперу. Правда, нельзя сказать, что Тессаро совсем отказалась от своего ремесла — по вечерам она работает педагогом по сценической речи и преподает драму.
Именно в этот период своей жизни Кэтлин начинает писать. Работая над рассказами в перерывах на обед, она быстро становится участницей семинаров для писателей на Уимол-стрит и членом женского писательского сообщества с их еженедельными собраниями.

Ее дебютный роман «Элегантность» попал в списки бестселлеров Sunday Times, имел огромный успех и был переведен на многие языки, включая русский.
Сейчас Кэтлин Тессаро живет в Северном Лондоне с мужем и сыном.

Буду рада услышать и Ваше мнение относительно книги — оставляйте комментарии под постом ниже, на наших страничках в соцсетях или пишите личными сообщениями. А пока прощаюсь…

Приятного чтения!

advert-image